Надо учиться строить быстрее, чтобы отвечать запросам наших клиентов

30 июля 2021 14:02
Белозёров Олег Валентинович
Белозёров Олег Валентинович
Член Бюро Правления РСПП, Председатель Комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре, Генеральный директор - Председатель Правления ОАО "РЖД"

Накануне Дня железнодорожника член Бюро Правления РСПП, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров рассказал «Гудку», какие события минувшего года он считает наиболее важными для работников компании, над какими задачами надо поработать в ближайшее время и почему вакцинация от COVID-19 – обязанность каждого работника «Российских железных дорог».

– Олег Валентинович, мы встречались с вами в 2020 году, который перевернул традиционные представления о рабочих процессах, планировании на перспективу и даже ценностях. Текущий год во многом повторил прошлогодние тренды, мы продолжаем жить в новой «ковидной» реальности. На что опираться? Что в текущем году вы считаете самым актуальным для компании и её сотрудников?

– Повестка не изменилась. Для нас по-прежнему главное – противостояние пандемии и эффективная работа РЖД в этих условиях. На прошедшей в апреле встрече президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что «в целом, несмотря на сложности прошлого года, компания справилась со стоящими перед ней задачами, с проблемами, прошла через эти проблемы, прошла очень достойно».

Работу компании высоко оценило государство в лице совета директоров, поставив нам оценку «отлично» по итогам 2020 года. Мы успешно выдержали экзамен в прошлом году и обязательно должны справиться в текущем, у нас всё для этого есть.

Ключевой вопрос, который нам необходимо решать в ежедневном режиме – защита здоровья людей. Россия первой разработала свое собственное оружие для борьбы c COVID-19. Нам эти вакцины были особенно нужны – у нас целый блок работников контактирует напрямую с людьми. Их создание и полномасштабная кампания по формированию коллективного иммунитета – это огромное достижение российской науки и, конечно же, напряженной работы органов власти на всех уровнях.

– Насколько я знаю, вы привились первым в компании в прошлом году. А как насчет ревакцинации? И если не секрет, какой вакциной?

– Да, я привился еще осенью прошлого года. В июле сделал повторную вакцинацию – согласно рекомендациям наших докторов. Прививался и тогда, и сейчас Спутником, все прошло нормально. Я уверен, что все наши вакцины являются эффективным инструментом против COVID-19. Очень верю в российскую науку и доказательную медицину. Я рос в семье медиков, и хотя сам пошел по другой стезе, могу сказать что, когда речь идет об отечественной медицине, то системность ее подходов всегда вызывала у меня большое доверие. Благодаря этому, медицина в нашей стране всегда была на передовых позициях.

Никому из руководителей не нужна статистика ради статистики. Мне, как главе ОАО «РЖД», нужно, чтобы коллектив оставался в безопасности и мог выполнять ту ответственную работу, которая необходима стране. По этой же причине я хочу, чтобы были здоровы ваши родственники и близкие. От железной дороги много зависит. Это наша ответственность перед всеми жителями страны. Кстати, хочу отметить, что железнодорожники московского региона были близки к уровню 60% вакцинированных еще в июне. В плане сознательности с железнодорожников можно брать пример. Мы ответственные и дисциплинированные, поэтому справляемся с любыми трудностями.

– В прошлом году было много слухов о возможном пересмотре Коллективного договора? Сокращения и неполная рабочая неделя железнодорожникам не грозят?

– Я вспоминаю прошлый год и как все разворачивалось, как обваливалась погрузка на сети и замирали пассажирские перевозки в стране. Трудное время, и решения тогда рассматривались тоже трудные. Тем менее мы наложили мораторий на упомянутые вами мероприятия. Помните, в прошлом году я уже говорил, что нужно сделать все для сохранения квалифицированных кадров, мы не должны ими разбрасываться из-за текущей конъюнктуры, спрос рано или поздно восстановится, нужно быть к этому готовым.

Сегодня мы видим, что решения были приняты верные. Все социальные гарантии, которые мы вместе с профсоюзом обещали нашим работникам, соблюдаются неукоснительно. Коллективный договор не просто сохранился, в него в прошлом году был введен новый блок – бонусный пакет. Он предусматривает поощрения и награждения работников за личный вклад в повышение эффективности деятельности компании, а также за вовлеченность в решение общих задач и участие в значимых проектах. Накопив определенную сумму баллов, работник самостоятельно обменивает их на предложения, которые он выбирает из утвержденного перечня. Пока мы тестируем этот подход, но я вижу в нем большие перспективы. Я убежден, что работник должен получить возможность выбора из того, что ему подходит больше всего. Наш коллектив отлично поработал в очень сложное время, и мы будем изыскивать возможность поощрять людей за эту огромную работу.

– То есть коллектив справился с беспрецедентными вызовами 2020 года? Можно сейчас уже сказать, что РЖД возвращаются к допандемийным показателям?

– Мы максимально стараемся приблизиться к 2019 году, в июне даже превысили его показатели по погрузке. Скажу больше, мы в чем-то уже подобрались к абсолютным рекордам 2008 года. В мае, несмотря на длинные праздники, был самый высокий объем погрузки за этот месяц за последние 13 лет.

Я уже это говорил – и не побоюсь повторить еще раз. Кризис заставил нас двигаться быстрее. Он кардинально повлиял на привычные форматы работы компании и, безусловно, стал импульсом для создания новых подходов к нашему взаимодействию с грузоотправителями и пассажирами.

Мы реализовали целый ряд тарифных инициатив, привлекли клиентов из малого и среднего бизнеса. А почему так получилось? Мы смогли перестроить себя, максимально развернуться навстречу клиенту. И я хочу всем клиентам сказать искренние слова благодарности. Спасибо, что выбрали нас и наши сервисы, работаете с нами. Мы сделаем все, чтобы оправдать ваше доверие.

Ни на минуту не прекращались строительные работы, ни в самый тяжелый период в прошлом году, ни в текущем. Ввели несколько значимых объектов: мосты через реку Кола в Мурманской области, через Дон в Волгоградской области, через Ахтубу в Астраханской области, реконструировали Козинский виадук в Красноярском крае. Мы завершили работы над важнейшим объектом – Байкальским тоннелем, который позволит кратно увеличить пропускную способность железной дороги на восточном направлении.

Хочу также отметить сверхбыстрые темпы восстановления пассажирских перевозок. И не в последнюю очередь тут сыграл свою роль творческий подход нашего пассажирского блока. Пассажирам предложили такое количество туристических маршрутов, которое еще некоторое время назад даже сложно было себе представить. Мы открываем Россию не только для всех наших граждан, но и в какой-то степени для себя, разрабатываем мультимодальные маршруты: Валаам, Рускеала, Дербент, Элиста, Устюг и Кострома, Кругобайкальская железная дорога и многие другие…

Я признателен работникам пассажирского блока. Вы находитесь на передовой, через ваши глаза и улыбки, ваше добросовестное отношение к делу большинство наших граждан воспринимает Российские железные дороги. Я вижу, что у коллег меняется отношение к жалобам. Их уже воспринимают не как очередной повод для отписки, а как своего рода подсказки, направления для улучшения качества работы. Более тщательно отрабатываются обращения пассажиров по всем составляющим, улучшается оперативность и содержательность ответов. Это тот подход, которого мы должны придерживаться во всем, наша работа на виду и необходимо выполнять ее достойно, со вниманием и искренностью к людям.

В целом я бы охарактеризовал свое восприятие текущего года как сдержанный оптимизм, мы будем продолжать внимательно следить за ситуацией. То, что она выправляется – это общий результат работы всего коллектива. Всех – от монтера пути на Дабанской дистанции пути, машиниста, который ведет состав по сложному профилю где-нибудь на перегоне Шепси – Водопадный до IT-специалиста, который создает цифровой профиль железной дороги. За всем этим - дружная работа и командный дух российских железных дорог.

– Вы уже упомянули, что совет директоров высоко оценил результаты работы компании. За счет чего РЖД может добиться дополнительных результатов? В чем резервы?

– Мне кажется, наш самый большой резерв – это трансформация внутри себя. Мы очень много сделали для развития клиентских сервисов и, как вы сами видите, достигли серьезных результатов. Но РЖД во многих процессах идет в первую очередь за технологией – как удобно железнодорожникам, а не клиентам. Поэтому главная задача – найти баланс между технологичностью и тем, что получает клиент.

Еще один фактор, над которым стоит задуматься – это элементы внутренней конкуренции между подразделениями. Разбирая некоторые ситуации, я прихожу к выводу, что если бы удалось снять эти внутренние противоречия – результат получился бы еще лучше.

Если мы изменим себя – изменим и восприятие железной дороги. Это необходимо прочувствовать на всех уровнях.

И второе большое направление. Оно в какой-то мере вытекает из первого. Чтобы успевать отвечать запросам наших клиентов, надо учиться строить быстрее. Безусловно, есть объективные обстоятельства: государственные процедуры организации работ, географические и экологические особенности, удаленность, малонаселенность и т.п. Но мы должны быть на несколько шагов впереди – так нужно рынку, так нужно стране. Для этого необходимо использовать все возможности – и новые технологии, и материальную и нематериальную мотивацию для строителей. Всех призываю работать в этом направлении.

Мы в целом не только по стройке, но и другим вопросам должны быстрее реагировать на вызовы, в каждый момент соотносить результаты с затрачиваемыми усилиями и сохранять комфортные условия для наших потребителей.

Еще одно направление для развития – цифровизация и инновации. У нас большой потенциал в этом вопросе. Я убежден, что на железной дороге можно оцифровать массу процессов. Это позволит нам быть эффективнее и пересмотреть многие производственные моменты. Например, применение «виртуальной сцепки» позволит существенно увеличить пропускную и провозную способность железной дороги. После внедрения этой технологии на участке Большой Луг – Слюдянка пропускная способность здесь выросла на 20 пар поездов в сутки!

– Олег Валентинович, мы много сейчас видим новостей про Восточный полигон. Какая там обстановка? Успеваем?

– Обязаны успевать. Тем более, что сейчас мы уже детально рассматриваем третий этап стройки. В июле мы с вице-премьером Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным и министром транспорта РФ Виталием Геннадьевичем Савельевым проехали с осмотром по БАМу, сказать, что я впечатлен – не сказать ничего, концентрация сил и ресурсов огромная! Испытываешь гордость за коллектив, за страну, за те амбиционные задачи, которые перед нами сегодня стоят. Работа компании получила самые высокие оценки и от вице-премьера, и от министра. Нам важно оправдать доверие и выполнить все, что запланировано по году, точно и в срок, при этом с высочайшей финансовой дисциплиной! Сегодня на БАМе созданы тысячи рабочих мест, я считаю, что это очень существенная поддержка для рынка труда в нашей стране. Мы объявили массовый набор по всем регионам, те, кто поедет работать на БАМ, приобретут новые компетенции, которые будут крайне востребованы.

Хочу добавить, что такой поддержки и такого внимания со стороны органов власти к нашим проектам не было никогда. Нас полностью поддерживают во всех вопросах. По всем направлениям, вплоть до бытовых. Приведу свежий пример. У нас огромная компания, и далеко не везде есть соответствующая инфраструктура для питания работников, очень много труднодоступных мест, на том же Восточном полигоне, например. Безусловно, мы организуем бесплатные горячие обеды, но коллизия в том, что сотрудник должен заплатить с этого НДФЛ, в результате многие отказываются от такой услуги, подвергая риску свое здоровье. В данном случае сложно говорить, что питание – это бонус, это скорее жизненная необходимость. Мы вышли с инициативой и подготовили изменения в федеральное законодательство про бесплатное питание работников железнодорожного транспорта за счет работодателя. Нас услышали, фракция Единой России в Государственной Думе и Совете Федерации обещала поддержать эту инициативу в осеннюю сессию. Другой похожий вопрос связан с уплатой налога с компенсации за расходы на обеспечение дистанционной работы (электроэнергия, интернет и т.п.). И тут мы также нашли поддержку Единой России. Это частные, человеческие вопросы – но я могу заверить вас, что законодательная власть слышит нас и диалог у нас рабочий.

– Вы объявили 2021 год в компании годом экологии. Это модный тренд или объективная необходимость?

– РЖД – корпорация государственная не только потому, что это естественная монополия или владелец инфраструктуры, а в первую очередь по своему подходу к любому делу. Придерживаюсь тезиса: если мы куда-то пришли – после нас должно стать лучше. Железную дорогу нужно развивать, не зря говорят – где железная дорога, там жизнь. Взять тот же проект Восточного полигона. Он нужен экономике страны, и вместе с тем наша обязанность - выстроить баланс между его развитием и соблюдением экологических принципов.

И этого баланса мы должны придерживаться во всех проектах. Железнодорожный транспорт считается одним из самых экологичных видов транспорта, его влияние на окружающую среду минимальное, особенно при использовании электрической тяги. Именно поэтому его сегодня выбирают в крупных городских агломерациях. Экология – это не дань моде, это инвестиции в будущее. Для чего мы объявляем тот или иной год тематическим? - для того, чтобы это не было заботой только одного департамента, чтобы внимание всех сотрудников было сконцентрировано на проблеме. Поле деятельности огромное, перспективное и я уверен, будет постоянным для нас. Мы также когда-то начали с проведения Года пассажира, а теперь каждый год делаем много хороших проектов уже на регулярной основе. Хороший старт – уже половина успеха!

И еще к вашему замечанию про модные тренды. Помните, какое-то время назад были скептические настроения по поводу квантовых коммуникаций. Месяц назад мы успешно запустили первую линию между Москвой и Санкт-Петербургом, крупнейшую в Европе. Так что мы не занимаемся модными трендами, мы претворяем в жизнь реальные проекты, которые нужны государству и нашим гражданам.

– Олег Валентинович, в сентябре выборы, это важное событие в жизни страны. Что бы вы сказали коллективу в их преддверии?

– Вы знаете, что я являюсь членом Совета партии Единая Россия, так что мои политические симпатии вполне очевидны. Я вижу, как партия работает и какие конкретные шаги предпринимает. Мы взаимодействуем с фракцией в обеих палатах практически в ежедневном режиме, отвечаем на запросы депутатов, и они наши чаяния также хорошо видят и всячески нам помогают. Для всех работников я хотел бы проговорить – я уважаю право каждого на личный выбор и свое мнение по политическим вопросам. Выбирать надо, исходя из личного понимания глубины и качества взаимодействия с тем или иным политическим объединением, полезности и правильности программы действий партии, исходя из конкретных действий, которые можно оценить на практике. Главное, чтобы в непростых условиях пандемии сохранялась экономическая стабильность и преемственность управления на всех уровнях власти. Поэтому я как руководитель, которому доверен крупнейший коллектив в стране, буду голосовать за Единую Россию.

– Мы встречаемся накануне Дня железнодорожника. Как он будет проходить в этом году?

– Мы в этом году в Москве и ряде других регионов, где существуют ограничения, решили повторить онлайн забег, потому что здоровье сотрудников – для нас основной приоритет. Считаю, что здесь от массовых мероприятий пока стоит воздержаться. Каждый участник пробежит свою дистанцию индивидуально, а потом зафиксирует результат с помощью мобильного приложения. Собранные средства будут направлены на помощь больным детям – через благотворительный фонд «Линия жизни» и другие аналогичные фонды, с которыми сотрудничают дороги. Я понимаю, что люди устали от ограничений и хотят праздника. Еще раз хочу подчеркнуть, все в наших руках. Призываю каждого железнодорожника вакцинироваться! Наши медики развернули по всей стране пункты вакцинации, прививку можно сделать практически на рабочем месте, все условия для коллектива созданы. От каждого из нас зависит, как быстро наша страна преодолеет эту угрозу, и мы вернемся к нормальной жизни.

Тем не менее, какая бы сложная обстановка сейчас не была, праздник всегда остается праздником, быть частью огромной железнодорожной семьи – это особое состояние, это почетно, это воодушевляет. Железнодорожники всегда пользовались уважением в обществе благодаря высочайшей ответственности, чувству долга, готовности решить любую, даже, казалось бы, невыполнимую задачу. От всей души поздравляю вас с праздником, дорогие коллеги! Искренне желаю вам и вашим родным здоровья, благополучия и верности лучшим традициям российских железных дорог!

Источник Gudok.ru

Поделитесь