Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Сотрудничество бизнеса – важнейший фактор формирования Большого Евразийского партнерства

Обложка новости

В десятом выпуске журнала «Международная жизнь» за 2021 год опубликована совместная статья Кирилла Барского, посла по особым поручениям МИД России, Сергея Красильникова, вице-президента – управляющего директора Управления международного двустороннего сотрудничества РСПП, и Сергея Михневича, управляющего директора Управления международного многостороннего сотрудничества и интеграции РСПП, «Продвигая инициативу Большого Евразийского партнерства: совпадение интересов государств, бизнеса и международных институтов».

Авторы пишут, что одним из магистральных трендов текущего этапа развития мировой экономики выступает мегарегионализация, которая подразумевает «стягивание» отдельных региональных и макрорегиональных подсистем в единый мегарегиональный комплекс под воздействием процессов политико-экономической интеграции, связанных с возрастающей отдачей от масштаба за счет снижения барьеров в сотрудничестве и формированием более благоприятных производственных возможностей. В исследовании говорится, что для ЕАЭС, деловых кругов государств – членов Союза и его ведущих зарубежных партнеров исключительно важным представляется продвижение собственного мегарегионального интеграционного проекта – Большого Евразийского партнерства (БЕП), инициатива создания которого была выдвинута в декабре 2015 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Большое Евразийское партнерство должно формироваться с участием всех без исключения государств Евразии, но прежде всего «системообразующих» межгосударственных объединений нашего макрорегиона – ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и их государств-членов. Кроме того участниками партнерства могли бы стать заинтересованные страны-члены иных региональных институтов, таких как АТЭС, СНГ, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Расширенная Туманганская инициатива (РТИ) и др., сотрудничество с которыми также могло бы стать одним из «приращений» Большого Евразийского партнерства.

Сердцевиной проекта Большой Евразии могло бы стать сетевое объединение динамики развития ЕАЭС с региональными интеграционными инициативами стран макрорегиона, например, с китайской инициативой «Один пояс, один путь» (ОПОП). Так, применительно к сопряжению ЕАЭС с последней (ОПОП)  это обусловлено масштабами обоих проектов, созвучием их основополагающих принципов,  целей и задач, единством пространства, на котором они реализуются, и стратегическим характером партнерства между Москвой и Пекином. Вместе с тем важно фокусироваться на многостороннем характере сотрудничества в рамках партнерства, который не является простой суммой двусторонних отношений одного из партнеров с другими, достигая комплексных синергетических эффектов.

В число ключевых задач, решение которых представляется необходимым для формирования Большого Евразийского партнерства, входят:

  • формирование единообразного понимания и «зонтичного бренда» Большого Евразийского партнерства для интеграционных инициатив отдельных государств и объединений, реализуемых в мегарегионе и во многом совпадающих;
  • создание «бесшовного» консолидированного экономического пространства в рамках Большой Евразии для снижения издержек и наращивания взаимного присутствия, включая разрешение споров и защиту инвестиций;
  • практическое сотрудничество по двум базовым направлениям: реализация совместных проектов и формирование эффективных институтов сотрудничества;
  • гармонизация регулирования по приоритетным направлениям с фокусом на определенность и стабильность его содержания, включая систему координат и стимулов для бизнеса;
  • консолидация ресурсного потенциала на приоритетных направлениях для формирования гибких мегарегиональных производственных цепочек в целях всеобъемлющего устойчивого развития региона и совместных кластеров развития;
  • комплексное сопряжение усилий и учет интересов ключевых участников сотрудничества (органов власти, бизнеса и общества) в рамках интеграционных процессов в Большой Евразии;
  • активная информационная политика и повышение осведомленности сообщества Большой Евразии о ведущейся работе и возникающих возможностях.

Для ЕАЭС и его государств-членов идея строительства Большой Евразии выступает той самой мегарегиональной стратегией, которая поможет Союзу занять достойное место в будущей архитектуре мировой экономики и стать локомотивом экономического развития на всем евразийском пространстве. Задача сопряжения ин­теграционных процессов на евразийском пространстве в рамках идеи Большого Ев­разийского партнерства предусмотрена Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета №12 от 11 декабря 2020 года (п. 11.8). Государства-члены ЕАЭС нацелены на «позиционирование Союза как одного из центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства путем сопряжения с китайской инициативой «Один пояс – один путь» (ОПОП), укрепления взаимодействия с ШОС, АСЕАН, установления диалога с Европейским союзом и другими многосторонними объединениями и государствами Азии и Европы» (п. 11.8.1.).

Для претворения идеи Большого Евразийского партнерства в жизнь необходимо обеспечить эффективное вовлечение бизнеса в процессы сотрудничества. Этому может способствовать создание Деловой ассоциации Большой Евразии. Данное объединение может носить комплексный и инклюзивный характер и нацеливаться на реализацию практических проектов и выстраивание конструктивного диалога с органами власти для скоординированного продвижения интересов делового сообщества макрорегиона. Инициатива создания такой многосторонней ассоциации была выдвинута Президентом РСПП А.Н. Шохиным на Первом евразийском конгрессе, который состоялся в декабре 2020 г. в Москве. Идея уже получила широкий резонанс и набирает поддержку в рядах экспертного и делового сообществ. За время, прошедшее с представления инициативы, РСПП была разработана концепция новой ассоциации, успешно проведен ряд консультаций с ее потенциальными членами из числа ведущих деловых объединений и компаний, работающих на пространстве Большой Евразии.

Отличительная черта предлагаемого нового института – его «зонтичный» характер, подразумевающий интеграцию разрозненных инициатив и форматов сотрудничества, продвигаемых отдельными участниками в макрорегионе Большой Евразии, в общих концептуальных рамках с фокусом на практическом и инклюзивном характере сотрудничества. Участники ассоциации получали бы доступ к GR-инфраструктуре и ресурсному потенциалу их vis-à-vis на территориях сразу нескольких государств, что представляет серьезный интерес для многих крупных компаний, работающих сразу в нескольких странах мегарегиона.

Функционал новой ассоциации может включать в себя три основных блока задач:

  1. GR-содействие бизнесу на пространстве Большой Евразии и улучшение делового климата.
  2. Укрепление связей между деловыми объединениями макрорегиона.
  3. Проектное сотрудничество и поддержка секторальных инициатив и мероприятий.

Членами ассоциации могли бы становиться как отдельные компании, так и целые деловые объединения. А таких на нашем общем пространстве немало. Как представляется, к участию в ней могли бы проявить интерес Деловой совет ЕАЭС, Деловой совет ШОС, Деловой совет АСЕАН, Международный конгресс промышленников и предпринимателей (МКПП), Ассоциация бизнеса Северо-Восточной Азии (АБСВА), члены Международного совета по сотрудничеству и инвестициям (МССИ), ведущие компании из стран Большой Евразии.

Было бы также целесообразно вести дело к выстраиванию партнерских отно­шений между Деловой ассоциацией Большой Евразии и такими авторитетными международными и региональными структурами, как:

  • Сеть устойчивого бизнеса при ЭСКАТО ООН,
  • Деловой совет БРИКС,
  • Конфедерация европейского бизнеса (Business Europe),
  • Деловой совет Восточной Азии,
  • Торгово-промышленная палата СААРК,
  • Совет по продвижению бизнеса Индия - БИМСТЕК - СААРК,
  • Деловой совет «Индия - Центральная Азия»,
  • двусторонними деловыми советами, объединяющими страны Евразии.

В будущем представляется оправданным формирование специального фонда проектных инициатив с целевым финансированием. Кроме того, наряду с постоянным членством видится целесообразным исполь­зование механизма наблюдателя при ассоциации.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в приложении, а также на странице журнала «Международная жизнь».

Материалы
Барский, Красильников, Михневич - Продвигая БЕП, PDF (1 МБ)
Поделитесь