Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

РСПП направил в Госдуму замечания и предложения к проекту федерального закона о совершенствовании порядка приобретения акций публичным обществом

законопроект.jpeg

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении находится проект федерального закона № 99629-8 «О внесении изменений в федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 5 федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка приобретения акций публичным обществом).

РСПП направил в Государственную Думу ФС РФ замечания и предложения к указанному законопроекту.

Одной из целей приобретения эмитентами собственных акций на организованных торгах является исполнение требований Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к исполнению эмитентами письмом Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 (далее – ККУ), в части реализации опционных программ, которые направлены на мотивацию менеджмента общества. Рекомендация внедрять долгосрочные программы мотивации с использованием акций общества (опционов и других программ, базисным активом по которым являются акции общества) прямо предусмотрена п. 4.3.2 ККУ, применяемого эмитентами из первого и второго котировальных списков Московской биржи.

При этом следует отметить, что в контексте системы вознаграждения членов исполнительных органов общества и иных ключевых руководящих работников ККУ предлагает понимать под краткосрочными результатами деятельности общества итоги деятельности за период не более 3-х лет, а под долгосрочными – за период не менее 5 лет.

Как отметил статс-секретарь - вице-президент по правовому регулированию и правоприменению РСПП Александр Варварин, проектируемые положения пп. 2 п. 2 ст. 721 закона об АО ограничивают период действия программы 2 годами, тем самым не позволяя использовать новый инструмент для программ мотивации, поскольку невозможно в 2-хлетний период обеспечить приобретение необходимого пакета акций и реализовать стратегию долгосрочного развития эмитента.

При определении срока действия программы приобретения акций необходимо учитывать, что суть мотивационного инструмента с использованием акций эмитента базируется на фундаментальном росте рыночной стоимости акций, обусловленном усилиями менеджмента в период и на основании реализации стратегии развития эмитента. Для менеджмента финансовый стимул по таким программам заключается в разнице между рыночной стоимостью акций в момент начала программы и в момент ее окончания, при которой менеджмент вправе выкупить у эмитента заранее определённый размер пакета акций в по цене первоначального приобретения. В данной ситуации, если эмитент реализует менеджменту акции, выкупленные с рынка в начале действия программы, у эмитента не возникнет убытков, а также налоговых и финансовых последствий при реализации собственных акций менеджменту по цене меньше, чем их рыночная стоимость в момент завершения мотивационной программы.

Таким образом, обоснованный срок действия программы выкупа и реализации собственных акций для целей исполнения программ мотивации менеджмента с использованием акций эмитента, не может составлять менее пяти лет.

В РСПП также отметили, что установленное законопроектом ограничение в 10% от среднего ежедневного объёма сделок снижает эффективность реализации программы приобретения акций, так как существенно сокращает возможности достижения как можно более низкой средневзвешенной цены приобретения акций.

Принимая во внимание данные обстоятельства и учитывая наличие в проектируемых положениях п. 3 ст. 721 закона об АО иных ограничений на приобретение акций эмитента, которые исключают возможность прямого влияния на котировки сделок с акциями эмитента в рамках программы приобретения акций, представляется целесообразным повысить ежедневный порог на совершение соответствующих сделок до 25%.

Законопроект в числе прочих новелл содержит новую редакцию абзаца  второго п. 3 ст. 72 закона об АО, положения которого устанавливают, что акции, приобретённые обществом в соответствии с п. 2 указанной нормы, должны быть реализованы по цене не ниже их рыночной стоимости не позднее одного года с даты их приобретения.

Однако проектируемые правила п. 8 ст. 721 закона об АО отводят лишь 3 месяца на продажу акций, полученных обществом в рамках программы их приобретения, если такие ценные бумаги не были использованы для достижения цели (целей) данной программы.

При этом возникает неясность в вопросе о том, в силу каких объективных причин в рассматриваемом случае срок реализации акций уменьшен в 4 раза. Для публичных компаний, чьи ценные бумаги находятся в первом котировальном списке Московской биржи, столь малый промежуток времени создаёт вероятность оказания влияния на стоимость акций, что запрещено законодательством, поскольку с формальной точки зрения имеются признаки манипулирования ценой.

В этой связи предлагается придерживаться унифицированного срока, длительность которого составляет 1 год.

В соответствии с законопроектом совет директоров должен утвердить отчёт об итогах реализации программы приобретения акций не позднее чем через 5 рабочих дней с даты окончания периода её действия. Однако применительно к механизму мотивации менеджмента итоги данной программы могут быть связаны с достижением системы КПЭ, что потребует анализа и проверки множества финансово-экономических показателей. В этой связи 5 рабочих дней недостаточно для проведения данной работы.

При этом действующая редакция абзаца второго п. 4 ст. 76 Закона об АО позволяет совету директоров утвердить отчёт об итогах предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций не позднее чем через 50 дней со дня принятия соответствующего решения общим собранием акционеров.

С учётом данных обстоятельств предлагается закрепить в рассматриваемом положении законопроекта 30-дневный срок.

Проектируемые положения п. 12 ст. 721 закона об АО определяют, что сделка с акциями, совершённая с нарушением установленных требований может быть признана недействительной по иску публичного общества, его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем 1% голосующих акций, или лица, определенного программой приобретения акций.

Таким образом, если сделка совершена на организованных торгах и стороной по ней являются брокер или непосредственно акционер, владеющий менее чем 1% акций, то указанные лица не смогут подать иск о признании сделки недействительной, поскольку они не упомянуты в тексте рассматриваемой новеллы.

Представляется, что в данном случае имеется расхождение с общими правилами ГК РФ, п. 2 ст. 166 которого устанавливает, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Также проектируемая новелла предусматривает, что сделка, другой стороной по которой является третье лицо, может быть оспорена по вышеуказанному основанию лишь в случаях, когда доказано, что оно знало или должно было знать о том, что сделка совершена с такими нарушениями.

Как заметил вице-президент по правовому регулированию и правоприменению РСПП: «из этого положения не ясно, кто имеется в виду под стороной сделки - третьим лицом. С учётом практики организованных торгов стороной сделки на организованных торгах, как правило, является брокер или центральный контрагент».

В случае если таким третьим лицом является центральный контрагент, то возможность оспаривания заключённых сделок уже предусмотрена ч. 7.1 ст. 18 федерального закона № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Данная норма устанавливает, что заключённые центральным контрагентом оспоримые договоры с каждым из участников торгов, соответствие зарегистрированных разнонаправленных заявок которых друг другу установлено организатором торговли, могут быть признаны судом недействительными, если одна из сторон оспариваемого договора знала или должна была знать на момент его заключения о наличии предусмотренных ГК РФ оснований оспоримости сделки. При этом указанное ограничение не распространяется на оспаривание в соответствии с пунктом 1 статьи 179 ГК РФ сделок, совершенных под влиянием насилия или угрозы.

В случае если таким третьим лицом является брокер, то в силу проектируемых положений п. 12 ст. 721 закона об АО ему вообще не предоставлено право оспаривания совершенных сделок.

«В этой связи рассматриваемое положение требует доработки с целью его интеграции в сложившуюся систему законодательного регулирования порядка оспаривания сделок, совершенных на организованных торгах», - заключил Александр Варварин.


Поделитесь