Опыт Китая по взаимодействию с многосторонними институтами международного сотрудничества может быть полезен России

В 4-м выпуске за 2020 г. журнала «Сравнительная политика» опубликована статья директора Центра многостороннего сотрудничества и евразийской интеграции РСПП Сергея Михневича «Сотрудничество Китая с многосторонними институтами международного сотрудничества по проблематике развития (на примере взаимодействия с институтами ООН)».

В статье рассматриваются ключевые аспекты политики КНР в сфере международного сотрудничества по проблематике развития, в том числе мотивация Китая, приоритетные направления и форматы взаимодействия с 25-ю ведущими многосторонними институтами международного сотрудничества (МИМС), входящими в число органов и организаций системы ООН. Хронологические рамки работы охватывают период с момента принятия международной повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка 2030) в 2015 году по 2019 год.

На основе анализа ресурсного вклада Китая в деятельность МИМС автор выделяет приоритетные направления и сектора сотрудничества, а также осуществляет категоризацию отдельных органов и организаций системы ООН по их важности с точки зрения китайской внешней политики. В основе работы лежит базовая посылка, согласно которой, ресурсное участие страны в деятельности международного института находится в прямой зависимости от ее заинтересованности в сотрудничестве.

Первая часть статьи посвящена идеологическим аспектам и мотивации КНР в международном сотрудничестве по вопросам развития. Во второй части статьи рассматривается ресурсное участие Китая в работе ключевых международных органов и организаций системы ООН, в число приоритетов деятельности которых входит реализация международной повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В заключении содержатся основные выводы, включая категоризацию МИМС, входящих в систему ООН, с учетом приоритетности сотрудничества с ними для КНР, а также рекомендации для Российской Федерации.

Сотрудничество с ООН и входящими в ее систему институтами является важным направлением многостороннего сектора китайской внешней политики, что находит отражение в постепенном увеличении ресурсного участия КНР в деятельности отдельных МИМС системы ООН и ключевых программ. В общей сложности совокупный объем ежегодного взноса КНР по 25 ключевым органам и организациям, включая регулярный бюджет ООН и без учета целевых фондов, сегодня составляет 1120,19 млн долл. США.

Однако, несмотря на то, что данные суммы кажутся значительными в абсолютном выражении, в относительном вклад Китая часто не столь значителен. Можно проследить следующую тенденцию: В институтах, которые Китай не может использовать как площадки для активного продвижения своего лидерства, его взнос, как правило, относительно не велик по сравнению, как с традиционными донорами, так и «новыми» из числа государств бывшего СССР, Латинской Америки и Африки.

Вместе с тем КНР весьма успешно использует возможности даже тех площадок, в работе которых не принимает серьезного финансового участия, для продвижения собственных флагманских международных инициатив, в первую очередь, «Пояса и пути». Для этого активно используются связи с руководством организаций, разовые целевые взносы, а также различные форматы «дипломатии на своем поле» – организация значимых мероприятий по повестке дня МИМС на территории Китая.

Основные усилия Китая в МИМС системы ООН нацелены на развитие сотрудничества с развивающимися странами, а также в рамках форматов «Юг-Юг». Однако демонстрация лидерства по ряду актуальных международных тем, таких как климатические изменения, способствует укреплению позиций КНР и в развитых государствах. Так, в продвижении своих подходов к климатическим изменениям Китай имеет возможность создать тактический союз с ЕС, заинтересованным в поддержании договоренностей Парижского соглашения после выхода из него США. Что касается возможности использования китайского опыта Российской Федерацией, то имеет смысл отметить необходимость следующих действий.

  1. Оптимизировать участие в МИМС, сконцентрировав основной объем выделяемых ресурсов на приоритетных на правлениях, одновременно диверсифицировав сеть партнерств;
  2. Разработать широкую и необязательно детализированную инициативу по развитию международного сотрудничества с планом действий и набором рекомендаций и позиций для скоординированного продвижения на площадках отдельных МИМС;
  3. Нарастить использование форматов «дипломатии на своем поле» и иных ресурсов публичной дипломатии и «мягкой силы» с широким вовлечением не только властного и экспертного, но и делового сообщества;
  4. Активизировать информационную работу, включая продвижение и обнародование результатов российского участия в программной и проектной работе МИМС, в первую очередь в целевых странах;
  5. Стимулировать использование сотрудничества по линии МИМС для «выхода вовне» российского бизнеса с использованием механизмов международных органов и организаций системы ООН.
Материалы
Михневич С.В. Сотрудничество Китая с МИМС в области развития на примере ООН, PDF (371 КБ)
Поделитесь