Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Эпидемия и изоляция ускорят цифровизацию

8 апреля 2020 17:30
Осеевский Михаил Эдуардович
Осеевский Михаил Эдуардович
Член Бюро Правления РСПП, председатель Комитета по цифровой экономике, президент ПАО «Ростелеком»

Президент «Ростелекома», член Правления РСПП, председатель Комитета РСПП по цифровой экономике Михаил Осеевский рассказал РБК о влиянии коронавируса на работу компании, росте нагрузки на сети из-за самоизоляции и отказе от отключения абонентов за долги.

«К счастью, у компании нет никаких долгов в валюте»

— Как пандемия COVID-19 отражается на «Ростелекоме»? Какие меры — краткосрочные или долгосрочные — вы принимаете?

— Обстановка драматическая. И мир, и Россия, и наша компания впервые столкнулись с такой угрозой. Очевидно, мировая экономика оказалась в мощнейшей рецессии. Она коснется всех без исключения.

Первоочередная задача — обеспечить стабильную работу в новых условиях, защитить сотрудников. Создан оперативный штаб из технических и ИТ-специалистов, который круглосуточно мониторит ситуацию и принимает меры. От работы нашей инфраструктуры во многом зависит жизнедеятельность страны. Как и другие операторы, видим, что трафик и нагрузка на сети растут. По итогам последних недель увидели рост общего интернет-трафика на 18%, в некоторых регионах — на 25%. Снижается трафик из офисов, что компенсирует рост трафика из домохозяйств. Мы обеспечиваем стабильный доступ к интернет-ресурсам, которые хостятся в России, в отечественных дата-центрах. Для внутреннего трафика есть солидный запас прочности. Одновременно принимаем оперативные меры по расширению пропускной способности в направлении важнейших европейских точек обмена трафиком, там выявилась такая потребность.

Находимся в активном взаимодействии с правительством, со штабом, созданным для борьбы с пандемией. Как системообразующая компания, постоянно получаем новые задачи. Например, за 24 часа была организована прямая линия в рамках проекта «стопкоронавирус.рф». В срочном порядке по заданию Минкомсвязи разрабатываются новые сервисы на портале госуслуг, например по помощи россиянам, которые возвращаются из зарубежных поездок.

— Как пришлось перестраивать работу компании?

— «Ростелеком» работает круглосуточно 365 дней в году, в любые праздники, включая ночь с 31 декабря на 1 января, когда отмечается пик нагрузки. Технические специалисты продолжают подключать услуги, выезжать на ремонты, работают операторы контакт-центров. Принимаем меры по защите сотрудников от инфекции. Внедряем цифровые технологии в работу инсталляторов — девять из десяти нарядов уже оформляются дистанционно — сотрудник получает задание на смартфон. Это минимизирует личное посещение объектов компании. Более 50 тыс. наших офисных сотрудников переведены на режим удаленной работы. В целом мы быстро приспособились.

— Что предлагаете клиентам в изоляции?

— Зафиксировали рост числа заявок на подключение высокоскоростного домашнего интернета на 22%, без которого работать удаленно и эффективно не получится. Решили увеличить доступную скорость интернета в домохозяйствах до максимально технически возможного уровня без дополнительной платы. Активно умощняем сети, где это необходимо. Не будем отключать доступ к услугам при возникновении текущей задолженности. Это важно для абонентов домашней телефонии, среди которых много возрастных людей, они, как правило, не пользуются онлайн-платежами.

Открыли бесплатный доступ к отечественным фильмам, сериалам, мультфильмам, детскому образовательному контенту в интерактивном ТВ и видеосервисе Wink. И сразу же увидели резкий, в восемь—десять раз, рост просмотра контента. Наша миссия сегодня заключается в том, чтобы люди, которые находятся дома не по своей воле, не чувствовали себя в информационной и даже культурной изоляции. Отменили концерты, закрыли театры и музеи — мы бесплатно транслируем лучшие телеканалы о культуре и искусстве.

— Для «Ростелекома» в условиях пандемии есть какие-то плюсы?

— Неправильно в текущей ситуации определять выигравших и проигравших. Наша компания работает не в изоляции. Люди теряют работу или находятся под угрозой ее потерять. Под ударом малый и средний бизнес, особенно в сфере услуг. Они все наши клиенты, настоящие или потенциальные. Меры, предложенные главой государства, безусловно, поддержат и людей, и малый бизнес. Мы со своей стороны решили не отключать в ближайший период малый и средний бизнес, если будет задержка в оплате счетов.

Но, с другой стороны, эпидемия и вынужденная изоляция ускорят цифровизацию в самом широком смысле слова. Технологии для удаленных работы и учебы, разного рода облачные решения для дистанционного взаимодействия, интернет-торговля, цифровые видеосервисы и многое другое получили мощный импульс, их использование резко расширилось. Эти сервисы уже навсегда останутся в нашей жизни.

Самое время напомнить о цифровой гигиене. Киберпреступники сейчас пытаются воспользоваться ситуацией и вклиниться в ИТ-решения для организации дистанционной работы. Наши службы в последнее время отмечают, что треть заказчиков сталкиваются с фишинговыми атаками с целью завладеть чувствительными личными данными. Мы помогаем с этими рисками справляться.

Полный текст интервью


Поделитесь