Совместное заседание Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО и Совета ТПП РФ по таможенной политике: необходимо синхронизировать законодательство ЕАЭС с положениями Киотской и Стамбульской конвенций

На обсуждение были вынесены вопросы об объемах обязательств государств-членов Евразийского экономического союза в рамках присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г., о порядке проведения публичного обсуждения в рамках оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативно-правовых актов и другие вопросы.

По первому вопросу выступил Дмитрий Некрасов, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. Он подчеркнул актуальность проблемы: в рамках единого таможенного пространства необходимо консолидировать позиции стран относительно важнейших таможенных конвенций – Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 (Киотской конвенции) и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. (Стамбульской конвенции).

Дмитрий Некрасов рассказал о степени присоединения каждой из стран к документам: наибольший объем присоединения у Казахстана, приблизительно вполовину меньший у Республики Беларусь, меньше у РФ. Армения и Киргизия не присоединились к указанным конвенциям. По его словам, некоторые государства воспринимают побуждение присоединиться к важнейшим документам как покушение на их независимость, на их суверенное право заключать таможенные договора.

Докладчик уверен, что дискуссию нужно уводить в другую плоскость, вернуть её в русло потребностей делового сообщества стран. Дмитрий Некрасов напомнил, что значительная часть положений конвенций уже нашла отражение в российском законодательстве, однако необходимо обсудить данный вопрос с бизнесом и госорганами и сформулировать единую позицию. По его словам, в деловых кругах сформировано мнение, что Киотская и Стамбульская конвенции должны лечь в основу таможенного законодательства ЕАЭС.

Галина Баландина, руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов, представила подробную информацию по структуре Киотской и Стамбульской конвенций, объемах обязательств государств – членов ЕАЭС. По её словам, в Киотской конвенции под эгидой ВТО нет инструментов принуждения: существует лишь управляющий комитет, который имеет право давать рекомендации или консультации. Эксперт уверена, что это усложняет разрешение международных споров.

При этом Галина Баландина обратила внимание, что сегодня обязательства стран-членов ЕАЭС перед друг другом не урегулированы вообще, не существует никаких механизмов принуждения. По мнению эксперта, таможенное законодательство ЕАЭС не должно противоречить Киотской конвенции и целесообразно их синхронизировать, важно также присоединение всех государств-членов ЕАЭС к Стамбульской конвенции.

В настоящее время на территории единого таможенного пространства не существует никаких способов урегулирования временного ввоза, не урегулированы вопросы передачи обязательств между гарантирующими организациями этих стран (ТПП). Особенно это отражается на выставочной деятельности: предпринимателем при переезде с выставки на выставку внутри ЕАЭС приходится несколько раз проводить «растаможку» экспонатов.

По итогам своего выступления, эксперт выдвинула несколько предложений, одобренных участниками заседания Совета: поддержать инициативу ЕЭК о выравнивании объемов обязательств государств – членов ЕАЭС в рамках присоединения к Киотской и Стамбульской конвенциям, разработать механизм контроля при временном ввозе товара на территорию ЕАЭС, сравнить и проанализировать положения TFA и проекта Таможенного кодекса ЕАЭС и др.

По вопросу оценки регулирующего воздействия (ОРВ) выступил заместитель начальника отдела Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Александр Невский. Он напомнил, что в рамках Евразийской экономической комиссии было проведено 16 заседаний рабочих групп, дано 52 заключения, рассмотрено 86 проектов, выдвинуто 280 предложений, 50% из которых были учтены на высшем уровне. Оценивая эффективность, Александр Невский отметил, что она довольно высокая, а также обратил внимание, что Комиссия доводит до сведения вышестоящих лиц все поступающие предложения, также хорошо развито информационное взаимодействие.

Директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП России Геннадий Манжосов говорил об участии ТПП в работе по ОРВ, отметил недостатки работы правового портала ЕАЭС. По данной теме также выступил 1-й заместитель начальника Аналитического управления ФТС России Юрий Моисеев, который отметил низкую активность бизнеса по участию в публичном обсуждении проектов нормативно-правовых актов в рамках ОРВ.

Поделитесь