Первые шаги по внедрению СПИК 2.0 обсудили рамках конференции «СПИК 2.0: перспективы, возможности, вызовы»

Обложка новости

2 марта 2021 г. состоялась онлайн-конференция: «СПИК 2.0: перспективы, возможности, вызовы», организаторами которой выступили РСПП совместно с юридической фирмой VEGAS LEX.

Модераторами дискуссии стали Игорь Вдовин, председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, и Александр Ситников, управляющий партнер VEGAS LEX.

Механизм СПИК был кардинально трансформирован в 2019 году - появились новая глава в законе о промышленной политике и отдельная глава в Налоговом кодексе Российской Федерации, регулирующие вопросы заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов. В 2020 году завершено принятие подзаконной базы СПИК 2.0.

С целями и перспективами обновленного механизма СПИК 2.0 как инструмента поддержки высокотехнологичных проектов участников конференции ознакомил Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков. В СПИК 2.0 появилась конкурсная процедура заключения контрактов, которая проводится по каждой технологии, входящей в перечень технологий, которые принимает правительство. Инвестору предоставляются налоговые и иные преференции и стабильность условий на срок от 15 до 20 лет в зависимости от объема инвестиций, при этом установлен лимит в размере 50% по возврату вложенных инвестиций за счет данных льгот.

По словам В.С. Осьмакова, на данный момент объявлены конкурсы по 15 технологиям из более 600, входящих в перечень Правительства РФ. Параллельно идет процесс актуализации и дополнения данного перечня технологий через систему ГИСП.

Наталья Еремина, Председатель Правления АО «ОМК», заместитель председателя Комиссии РСПП по совершенствованию нормативной базы стимулирования промышленности, отметила еще одну инновацию СПИК 2.0, которую бизнес приветствует – это цифровизация всего процесса от подачи заявок на технологии до подачи документов на конкурсы. По ее словам, все экспертизы проходят в электронном виде через систему ГИСП очень прозрачно и эффективно, а возникающие технические вопросы оперативно решаются.

От лица инвесторов Наталья Еремина отметила: «Мы очень надеемся, что этот инструмент не только про льготы, но и про какую-то стабильность. И не будет изменений в правилах игры по ходу реализации наших инвестиционных проектов, и исполнения наших обязательств по соглашениям.»

Также Н.Еремина в своем выступлении затронула ряд вопросов, которые могут возникнуть на практике при дальнейшем применении СПИК 2.0, в том числе, вследствие необходимости фиксации на столь длительный срок реализации контракта учетной политики компании в отношении продукции, производимой в рамках СПИК и прочей продукции, отсутствия официальных рекомендаций по ведению раздельного учета, а также невозможности включения с состав инвестиционных затрат ряда статей расходов. По итогам обсуждения данных вопросов было решено подготовить и направить в Минпромторг РФ предложения по необходимым поправкам в развитие нормативной базы СПИК 2.0.

Также в рамках мероприятия выступил Андрей Шуль, заместитель директора по взаимодействию с государственными органами АО «МХК ЕвроХим», который обратил внимание на ряд ограничений механизма СПИК 2.0, а также на необходимость расширения возможностей применения механизма специальных инвестиционных контрактов для инвестиционных проектов в горнодобывающей промышленности.

Компаниями энергетического сектора была поднята существующая проблема невозможности подачи заявок на проведение конкурсов по современным технологиям для заключения СПИК, в силу отсутствия необходимых кодов продукции в перечне экспертных организаций, уполномоченных давать заключения о возможности производства конкурентоспособной промышленной продукции на основе той или иной технологии, утвержденном распоряжением Правительства РФ № 994-р. В ходе состоявшейся дискуссии с участием Минэнерго России были намечены пути урегулирования сложившейся ситуации.

Тадзио Шиллинг, генеральный директор АЕБ, оценивая барьеры и возможности для иностранных инвесторов, предложил в перспективе рассмотреть возможность поддержки также и комплексных проектов иностранных инвесторов, которые не исчерпываются только локализацией конкретной технологии, а также упрощения процедуры подачи заявки для малых и средних компаний.

О выгодах инвестора, мерах поддержки в региональном разрезе и  инструментах снижения рисков инвестора рассказал Максим Григорьев, партнер, руководитель Специальных проектов VEGAS LEX.

Также в конференции приняла участие Ольга Филиппова, заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России, которая рассказала о ключевых изменениях в механизме СПИК после его трансформации, в т.ч. в части предмета и участников контракта, требований к проекту, к внедрению технологий.

«Задача инвестора в рамках новой модели контракта — реализовать инвестиционный проект по внедрению технологии, на основании которой будет обеспечивать серийное производство промышленного продукта. При этом неважно разработана технология с нуля или получены права на технологию … Самое главное, чтобы в случае, если передаются права на технологию, объем прав был бы достаточен для того, чтобы обеспечить серийное производство промышленного продукта с достаточным уровнем локализации», - отметила О.Ю. Филиппова.

Анна Бринева, Заместитель директора Фонда развития промышленности, который является оператором реализации механизма специальных инвестиционных контрактов, подробно остановилась на процедуре заключения СПИК 2.0. По ее словам, необходимая детальная информация размещена на сайте Фонда развития промышленности, а также предоставляется Консультативным центром ФРП.

Запись трансляции мероприятия доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=wMWW2dIZIOs

Материалы
VEGAS LEX_Григорьев_СПИК 2 0_выгоды и вызовы инвестора, PDF (399 КБ) Презентация А.А.Бриневой (ФРП)_02.03.2020, PDF (1 МБ)
Поделитесь