Позиция РСПП по страховым взносам на цели обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования работников в Российской Федерации

16 июня 2011

Решение о шоковом 30-процентном увеличении социальных страховых взносов с 2011 года принято, когда экономика России ещѐ не преодолела последствий кризиса и не перешла к долгосрочному и устойчивому росту. По мнению РСПП в его основе - исключительно фискальные цели – найти дополнительные финансовые источники исполнения текущих обязательств Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

Решение о шоковом 30-процентном увеличении социальных страховых взносов с 2011 года принято, когда экономика России ещѐ не преодолела последствий кризиса и не перешла к долгосрочному и устойчивому росту. По мнению РСПП в его основе - исключительно фискальные цели – найти дополнительные финансовые источники исполнения текущих обязательств Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

Экономические и социальные последствия роста налогообложения работодателей были недостаточно просчитаны. В результате мы столкнулись с бегством рабочих мест и заработных плат из формального сектора в «серую зону», ростом неформальных трудовых отношений, сдерживанием инвестиций в обновление производств и рабочих мест.

Фискальная цель также оказалась не достигнутой. Проблема текущей и долгосрочной финансовой достаточности системы пенсионного, социального и медицинского страхования остается в повестке дня.

Учитывая, что в соответствии с законодательством РФ уже запущен процесс подготовки федерального бюджета и бюджетов социальных страховых фондов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, решение о снижении страховых взносов необходимо принять в кратчайшее время.

В Правительстве сегодня рассматриваются два основных варианта снижения налоговой нагрузки с 2012 года. Первый вариант предполагает, что ставка страховых взносов для крупного бизнеса сохранится на уровне 34%. Для среднего бизнеса она понизится до 26%, а для малых неторговых предприятий она составит от 16 до 20%. Согласно второму варианту общая ставка взносов снизится до 30%, а для неторгового малого бизнеса - до 16-20%. В качестве источников компенсации выпадающих доходов называются: фонд национального благосостояния, повышение ставок акцизов на алкоголь и табак, существенное повышение или отмена порога страхуемого заработка, повышение других налогов, например, налога на прибыль предприятий.

РСПП считает тупиковыми попытки решения проблем финансовой достаточности социальных страховых фондов исключительно с фискальной точки зрения без переоценки и модернизации собственно пенсионного, социального и медицинского страхования.

РСПП предлагает решать эти затянувшиеся проблемы в двух направлениях.

Во-первых, необходимо снижение с 1 января 2012 года совокупной ставки страховых платежей с 34% до 30%, а для всех предприятий малого бизнеса - до 20%. Данные ставки вводятся на двухлетний переходный период, в течение которого необходимо завершить качественную трансформацию системы социального страхования. В течение этого времени не реализуются решения, меняющие саму систему.

Снижение совокупной ставки страховых взносов предлагается распределить между взносами в Пенсионный фонд (на 2 процентных пункта) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (на 2 процентных пункта). Снижение взноса в ФФОМС предлагается осуществить за счет отмены с 2012 года «инвестиционной части» отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования, идущей на развитие сети медицинских учреждений и не имеющей отношения к обязательному медицинскому страхованию.

Компенсация выпадающих доходов во время переходного периода может осуществляться за счет доходов от приватизации, а также средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Учитывая бюджетный характер расходов на поддержку медицинских учреждений, предлагается рассмотреть возможность отнесения этих расходов на федеральный бюджет.

Предложение о введении особой ставки для среднего бизнеса представляется нереалистичным из-за сложностей администрирования. Распространение ставки 20 % на все виды малого бизнеса объясняется в первую очередь необходимостью стимулирования создания рабочих мест и формирования условий для легализации малого предпринимательства.

Предложения о «налоговом размене», то есть пересмотре размера ставок налога на прибыль, имеют смысл только при одновременном принятии решения о введении 50% инвестиционной льготы. Повышение акцизов не решает проблему долгосрочной обеспеченности доходов страховой системы.
Вопрос стимулирования инновационных компаний должен решаться отдельно.

РСПП не поддерживает предложения об увеличении или отмене порога страхуемого заработка. С точки зрения страховых систем эта мера ведет к пропорциональному увеличению пенсионных прав и иных обязательств государства по социальному страхованию, и, соответственно, не приводит к финансовой сбалансированности доходов и расходов страховых фондов.

Вторая - основная - задача состоит в том, чтобы определить и согласовать принципиальные направления средне- и долгосрочного обновления систем пенсионного и социального страхования в Российской Федерации. Без их углубленного обновления невозможно решение проблемы финансовой устойчивости. Считаем, что решения по этим вопросам могут быть подготовлены и реализованы с 2014 года.

РСПП считает необходимым незамедлительно начать консультации между Правительством РФ и бизнес-сообществом с участием представителей работников по этим вопросам, включая долгосрочную финансовую нагрузку на фонд оплаты труда.

В повестку дня полагаем необходимым включить, в числе других, следующие вопросы:
1. Приближение уровня общей налоговой нагрузки, включая совокупный размер социальных страховых взносов, к минимальному уровню в рамках Таможенного союза.

2. Альтернативные, в том числе неналоговые источники финансовой достаточности государственных социальных страховых систем, в первую очередь, за счет массовой приватизации ключевых активов, находящихся в государственной собственности.

3. Укрепление и развитие накопительной компоненты пенсионной системы, а также инструменты поощрения корпоративных и индивидуальных пенсионных планов (программ).

4. Участие работников в формировании своих пенсионных прав и взносов.

5. Формирование обособленных пенсионных систем для индивидуальных предпринимателей, самозанятых и частнопрактикующих лиц, наѐмных работников малого бизнеса и бюджетного сектора, государственных служащих, отдельных категорий занятых (спортсмены, актеры, адвокаты и др).

6. Формирование профессиональных пенсионных систем по условиям труда с разумной тарифной политикой. Необходимо обсудить такие сложные темы как справедливость оснований назначения досрочных пенсий и минимально необходимый для этого стаж работы; увязка досрочных пенсий с фактическими условиями труда на основе аттестации рабочих мест; вопрос об одновременной выплате заработной платы и досрочной пенсии при продолжении работы в тех же условиях труда; доплаты к пенсиям отдельных групп работников, выступающие сегодня как альтернатива профессиональных пенсий.

7. Создание обособленных пенсионных системы для финансирования досрочных пенсии за выслугу лет и пенсионных систем в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

8. Переход от формального предоставления льгот и компенсаций по условиям труда в соответствии со Списками вредных профессий, к их установлению в соответствии с фактическим состоянием производственной среды на конкретных рабочих местах по итогам их аттестации.

9. Выравнивание размера взносов на обязательное медицинское страхование за работающее и неработающее население на основе актуарных расчетов и с учетом реальной стоимости базовых программ.

Главное, по нашему мнению, - это отказаться от краткосрочного фискального подхода к решению системной проблемы. Поиск дополнительных финансовых источников исполнения текущих обязательств Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования должен быть подчинен более содержательной задаче – углубленной модернизации страховых систем. Уверены, что мы используем шанс для создания в Российской Федерации современной, справедливой и устойчивой страховой модели – одной из лучших в мировой практике.

16 июня 2011 года

Поделитесь