Позиция РСПП по вопросу «Совершенствование негосударственного пенсионного обеспечения в части введения гарантированного пенсионного плана»

30 декабря 2019

1. По мнению РСПП, российская пенсионная система требует дальнейшего совершенствования и соответствующего повышения эффективности.

Это связано с тем, что сохраняется уравнительный подход в пенсионной системе, продолжает расширяться и так значительная распределительная составляющая, в результате чего размеры формируемых пенсионных прав застрахованных лиц не соответствуют объемам перечисленных работодателями страховых взносов.

РСПП считает, что решение проблемы финансовой достаточности обязательной пенсионной системы исключительно за счёт роста фискальной нагрузки на бизнес без переоценки и модернизации собственно системы пенсионного страхования не имеет перспектив.

2. РСПП поддерживает предложения по созданию и развитию различных систем добровольных пенсионных накоплений, предусматривающих наличие государственного софинансирования, гарантий и налоговых льгот.

Учитывая окончательную заморозку страховых отчислений на накопительную часть пенсии, а также существующие бюджетные ограничения, РСПП считает необходимым публичное обсуждение альтернативных вариантов и предложений, направленных на развитие накопительной пенсионной системы страны. Одним из таких вариантов может быть предложенная Минфином России и Банком России Концепция введения Гарантированного Пенсионного Плана (далее - ГПП).

При этом РСПП обращает внимание на то, что создание новой пенсионной инфраструктуры потребует существенных дополнительных средств и последующих регулярных затрат.

Концепция ГПП только начинает обсуждаться экспертным и профессиональным сообществам. В результате такого обсуждения должны быть учтены интересы всех участников формирования новых пенсионных прав и накоплений граждан.

РСПП считает, что на текущий момент:

  1. Концепция ГПП не дает должной и обоснованной оценки основных эффектов и параметров предлагаемой накопительной пенсионной системы, таких, как динамика вступления в программу участников, размеры пенсионных накоплений института, уровень коэффициента замещения заработка работника и других параметров, как в первые годы реализации, так и на стратегическом горизонте (5 лет и более).
  2. Концепция ГПП не содержит понятной экономики системы и расчётов затрат на ее создание и администрирование. При наличии множества фондов, с которыми участники ГПП могут заключать пенсионный договор ГПП, финансовая и административная нагрузка на работодателя возрастает, сценарий с созданием специального центрального пенсионного оператора и передачи ему части функций негосударственных пенсионных фондов приведет к удорожанию системы, прямо или косвенно компенсируемому за счет пенсионных накоплений граждан.
  3. Гарантированный пенсионный план как социальный продукт из-за избыточной стандартизации не может быть использован работодателем в качестве элемента социально-кадровой политики предприятия и не может быть включен в социальный пакет.
  4. Реализация Концепции ГПП может оказать негативное влияние на структуру пенсионного рынка и препятствовать сохранению и развитию существующих корпоративных продуктов негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) из-за взаимной конкуренции и несбалансированного регуляторного стимулирования. При этом они в совокупности направлены на достижение одних целей - максимального эффекта для граждан и экономики.

Действующие корпоративные пенсионные программы на сегодняшний день охватывают более 6 миллионов человек, при этом коэффициент замещения утраченного заработка для лиц, участвующих в таких программах (государственная и негосударственная пенсии), уже превышает 50 процентов.

По мнению РСПП, необходимо предоставить работодателям возможность выбора варианта корпоративной пенсионной системы - развитие существующей программы (на базе корпоративных программ НПО) или создание новой (на базе Концепции ГПП).

3. РСПП считает необходимым не допустить конкуренции между действующими корпоративными пенсионными программами и гарантированным пенсионным планом в части:

  • налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц для получающих негосударственную пенсию граждан;
  • страхования пенсионных резервов в рамках корпоративных программ НПО (по аналогии с Агентством страхования вкладов), в том числе инвестиционного дохода на момент последней фиксации;
  • льгот на отложенные обязательства работодателя, при софинансировании в определенных долях взносов своих работников в ГПП в отложенном по времени режиме (например, в год, предшествующий году достижения работником пенсионных оснований);
  • разрешённых активов для размещения средств с целью получения участниками инвестиционного дохода;
  • размера социального налогового вычета на взносы в НПО;
  • включения в систему ГПП средств пенсионных резервов НПО, произведенных ранее в рамках корпоративных пенсионных программ;
  • осуществления пожизненных выплат негосударственных пенсий работникам из части средств ГПП, сформированной работодателями.

По мнению РСПП, предложенный вариант льготы для налогоплательщиков по налогу на прибыль с ограничительными коэффициентами (0.03 и 0,06) не является стимулирующим фактором для участия работодателей в финансировании системы на основе ГПП в крупных отраслевых компаниях.

Мощным стимулом для развития добровольных пенсионных накоплений мог бы стать возврат к практике софинансирования со стороны государства добровольных взносов граждан.

РСПП полагает, что указанные вопросы требуют детального финансово-экономического обоснования, анализа и дальнейшего обсуждения тремя сторонами социального партнёрства.

РСПП также считает, что в рамках совершенствования НПО необходимо обеспечить финансовое стимулирование работодателей к созданию программ досрочного НПО. Представляется целесообразным освобождать работодателей, уплачивающих взносы в систему досрочного НПО, от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации за тех же работников и на те же цели.


Поделитесь