По проекту ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг гос.корпорациями, субъектами естественных монополий, организациями коммунального хозяйства»
21 Марта 2011

Российский союз промышленников и предпринимателей рассмотрел проект федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального хозяйства» (далее - Законопроект).

Заключение РСПП на проект федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального хозяйства»

Российский союз промышленников и предпринимателей рассмотрел проект федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального хозяйства» (далее - Законопроект). Данный Законопроект устанавливает общие принципы и основные требования, связанные с закупками, и распространяется на хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства превышает пятьдесят процентов, а также на их дочерние общества и дочерние общества указанных дочерних обществ.

Законопроект направлен на повышение прозрачности закупок, осуществляемых компаниями с участием государства и хозяйствующими субъектами, деятельность которых подлежит тарифному регулированию, а также должен способствовать сокращению коррупционной составляющей. Однако, указанные цели вряд ли будут достигнуты в полной мере, поскольку предлагаемый механизм правового регулирования носит рамочный характер, то есть сохраняет возможность отступления от общих правил при проведении закупок, с одной стороны, и не конкретизирует условия для принятия тех или иных решений.

1. Законопроектом предусмотрены более либеральные требования к проведению закупок по сравнению с правовым режимом, установленным для государственных закупок. Несмотря на то, что торги согласно Законопроекту объявляются «преимущественным способом закупок», основные требования к осуществлению закупок, процедуры проведения закупок, порядок проведения процедур закупок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и др. условия могут определяться положением о закупках, утверждаемым заказчиком.

Считаем, что такой механизм может действовать только при условии перенесения непосредственно в закон существенных требований к процедурам организации и проведения закупок, особенно в части определения условий, когда торги могут не проводиться, как например, в случае срочной необходимости при авариях, чрезвычайных ситуациях и т.п.

2. Законопроектом предусмотрено требование к заказчику повышать при осуществлении закупок долю инновационной продукции, которое направлено на стимулирование закупки новых технологий и продуктов с лучшими характеристиками. Данное положение Законопроекта необходимо доработать, определив критерии отнесения продукции к инновационной, а также методику определения «доли инновационной продукции». Предлагаем использовать, например, такой общепризнанный критерий как стоимость жизненного цикла, включающий оценку комплексных затрат на разработку, производство и утилизацию продукции.

3. Положительное значение в целом может иметь предусмотренная Законопроектом возможность создания преимуществ для российских производителей и поставщиков перед иностранными компаниями. Согласно пункту 4 статьи 3 Законопроекта Правительство Российской Федерации вправе устанавливать приоритет товарам и услугам российского происхождения по отношению к иностранным, а также определять особенности участия в закупках субъектов малого предпринимательства. К сожалению, в законе отсутствуют даже самые общие условия либо возможные ограничения для принятия подобных решений. Например, остается неясным, при каких условиях может применяться это право в отношении государств – участников Таможенного союза.

Что касается введения особых условий участия в закупках для субъектов малого предпринимательства, то это допускает возможность ограничения конкуренции. Поскольку конкуренция может быть ограничена только законом, предлагаем именно в Законопроекте, а не в акте Правительства РФ, указать на особенности его применения для субъектов малого предпринимательства.

4. Анализ Законопроекта показывает, что определенные проблемы и обременения могут возникнуть при его реализации у компаний, для которых естественно-монопольный вид деятельности не является основным.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. К сферам деятельности субъектов естественных монополий согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции», в частности, относятся транспортировка газа по трубопроводам, услуги общедоступной электросвязи, услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии. Целый ряд компаний в Российской Федерации, например, крупные производители металлопродукции, осуществляют определенные виды деятельности в указанных сферах, но она для них не является основной, а объем реализации иногда составляет доли процента от общего объема реализации продукции/услуг. По технологическим причинам такие компании не могут отказаться осуществлять деятельность в указанных естественно-монопольных сферах, поскольку такой отказ может повлечь за собой прекращение или ограничение энергоснабжения, теплоснабжения городов, в которых они расположены. В такой ситуации закупки товаров, работ, услуг осуществляются преимущественно для целей реализации основной, а не естественно-монопольной деятельности.

Распространение специальных требований ко всем закупкам на нужды указанных выше компаний, может привести к потере ими конкурентоспособности на основных рынках, не являющихся рынками естественных монополий. Длительная процедура выбора поставщика лишает их возможности быстро реагировать на сложившиеся обстоятельства (например, при отказе одного из поставщиков сырья и поиске другого поставщика), что повлечет снижение объемов производства, а также неисполнение обязательств перед контрагентами. В то же время, организации, выпускающие аналогичную продукцию, но не осуществляющие деятельность в естественно-монопольных сферах, оказываются в преимущественном положении.

В этой связи представляется необходимым ограничить применение требований, предусмотренных данным Законопроектом, только теми видами деятельности, которые относятся к естественно-монопольным, и не распространять эти требования на закупки для иных видов деятельности.

5. Законопроект возлагает на заказчиков важные обязанности по предоставлению и размещению в публичном доступе информации о закупках, поэтому предлагается установить, что публикация такой информации на официальном сайте осуществляется на безвозмездной основе.

Помимо этого в пункте 4 статьи 4 Законопроекта предлагается увеличить до 500 тыс. рублей (вместо 100 тыс. рублей) сумму, с превышения которой возникает обязанность по размещению информации о закупках на официальном сайте.

6. Необходимо уточнить терминологию, используемую в Законопроекте. Например, в пункте 2 статьи 4 Законопроекта указано, что при проведении открытых торгов на официальном сайте размещаются: «извещение о закупках», «извещение о проведении процедуры закупки», при этом остается неясным это тождественные документы либо два самостоятельных вида извещения. Очевидно, нужно согласовать используемые в Законопроекте термины с терминологией базового Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Предлагается в заголовке и в тексте Законопроекта в словосочетании «государственные корпорации (государственные компании)» термин «государственные компании» употреблять без скобок, путем перечисления, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" это самостоятельный вид некоммерческой организации, а не разновидность государственной корпорации.

Считаем, что доработка Законопроекта послужит упорядочению закупочного процесса, позволит более взвешенно подходить к установлению тарифов на услуги естественных монополий и будет в итоге способствовать снижению таких тарифов для всех хозяйствующих субъектов.

Поделитесь