Результаты анкетирования «Антикризисный мониторинг – январь 2016 года»
Описание
(

В январе главным последствием кризиса, оказывающим на деятельность компании наиболее негативное влияние, большинство компаний – 44,4% – назвали снижение спроса. По сравнению с декабрём, доля выросла в два раза. Примерно столько же (42,4% респондентов) отметили, что главное последствие кризиса – снижение курса рубля / валютная нестабильность. С декабря доля этого варианта не изменилась. Недостаток оборотных средств из-за кризиса был помехой в деятельности 39,4% компаний, с декабря доля снизилась на 4%. Но по-прежнему значимость этого ответа высока.  С неплатежами со стороны контрагентов столкнулись в январе 36,4% участников опроса (-3% от декабрьского значения).

Как и в прошлом месяце, вариант «недоступность заёмных средств» выбрала четверть компаний. Чуть меньше компаний указали, что главным последствием кризиса стало в январе ухудшение условий поставок сырья и комплектующих, – доля равна 22,2%. Доля ответа «сокращение объёмов производства» выросла за месяц на 7,3% – до тех же 22,2%.

Сократить инвестиционные программы или перенести их на более поздний срок из-за кризиса пришлось в январе 12,1%, доля снизилась на 2,8%. В прошлом месяце ограничение импорта на новое оборудование и технологии, связанное с кризисом, оказывало негативное влияние всего на 1,7% компаний. За месяц ситуация изменилась: уже 11,1% респондентов отметили этот вариант. На 2% выросла доля ответа «главное последствие кризиса – санкции со стороны западных стран и их влияние на деятельность компаний» – до 8,1%.

5,1% компаний ответили, что не сталкивались в отчётный период с проблемами из-за кризиса. Доля осталась прежней.

Три респондента предложили собственные варианты: «главное последствие кризиса – фискальный прессинг», «рост размера откатов в госструктурах», «ФОИВ не отзываются на обращения со стороны бизнеса».

image001.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Какие меры компании планируют применять в кризисных условиях? 90,9% компаний будут и дальше сокращать расходы. Чуть менее половины организаций намерены реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, доля снизилась на 4,5% по сравнению с декабрём. Треть компаний готовы повышать цены (+5,3% к декабрьскому значению). О возможном снижении цен во время кризиса заявила десятая часть респондентов, в прошлом месяце их было всего 4%.

К интенсификации (увеличению выпуска продукции без расширения производства) собираются прибегнуть 22,2% компаний. Доля сократилась на 10%. Столько же – 22,2% организаций – планируют продать непрофильные активы. Их число выросло на 4,9%.

Пятая часть респондентов заявила, что они будут отказываться от авансирования поставщиков (-3% от декабрьского значения), примерно такая же доля компаний, планирующих начать требовать аванс со стороны покупателей.

16,2% набрал вариант «в кризис компания будет переориентировать предприятие на выпуск иной продукции» – доля стала выше на 3%, по сравнению с декабрём.

Сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ собираются 15,2% компаний, ту же долю набрал вариант «в планах сокращение объёмов инвестпрограмм».

Сократить номенклатуру производимой продукции / услуг готовы 13,1% компаний, доля выросла более чем на 10%.  О возможном сокращении производства / оказания услуг заявили 7,1% респондентов, в декабре доля была 4%. Доля варианта «оптимизация затрат предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) и сокращения расходов» – 6,1%.

image002.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Компании будут сокращать расходы, в первую очередь, за счёт экономии на потребляемых услугах (консалтинг и т.д.) – 70,5% участников опроса указали этот вариант. 59,1% организаций собираются переходить на более дешёвое сырьё и комплектующие, ту же долю набрал ответ «в планах сокращение расходов на персонал». Расходы на благотворительные социальные программы, реализуемые на территории присутствия, будут сокращены в 51,1% компаниях.

image003.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Компании, планирующие сократить расход на персонал, смогли в ходе опроса выбрать, какие именно статьи расходов будут урезаны.

61,5% организаций собираются сократить наём новых сотрудников, доля снизилась на 5,1%. Уволить часть работников намерена половина компаний, в декабре доля была 37,5% организаций (+12,5%). Перевести сотрудников на неполный рабочий день и тем самым сократить расходную часть бюджета планируют 44,2% компаний. Доля выросла по сравнению с декабрём на 6,7%. Четверть респондентов указала вариант «в компании запланировано снижение «размера» социального пакета». Здесь ситуация за один месяц не изменилась.

По 15,4% набрали два варианта: «в планах сократить сотрудников, работающих неполный рабочий день, и тех, кто находится в отпусках без сохранения зарплаты» (-10% от декабрьского значения) и «сократить заработную плату» (значение осталось прежним).

image004.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%