Результаты анкетирования «Антикризисный мониторинг — ноябрь 2015 года»
Описание

Как и в последние три месяца, главным последствием кризиса для половины компаний (50%) стало снижение курса рубля / валютная нестабильность. Вариант «неплатежи со стороны контрагентов» почти догнал самый популярный ответ: он набрал в ноябре долю 48,3%, прибавив за месяц 8%. Недостаток оборотных средств оказался на третьем месте с долей 40%. Такую же долю получил вариант «снижение спроса на продукцию / услуги компаний» (+8,8% по сравнению с октябрьским значением).

31,7% респондентов назвали среди главных последствий кризиса для их компаний недоступность заёмных средств, доля с октября изменилась незначительно. Как и в октябре, пятая часть всех участников опроса утверждают, что из-за кризиса ухудшились условия поставки сырья и комплектующих. Доля варианта «главное последствие кризиса – сокращение инвестиционных программ или перенос их на более поздний срок» составила 16,7%, она выросла на 7,6%. 15% компаний сократили объёмы производства из-за кризиса, по сравнению с октябрём доля снизилась на 1,9%.      5% компаний ответили, что кризис повлиял на решение выходить на новые рынки сбыта, доля таких ответов выросла в два раза.  Если в октябре ограничение импорта мешало 5,2% организациям оснастить предприятие новым оборудованием, технологиями, то в ноябре их доля составила всего 1,7%.

Только один респондент указал, что компания не сталкивалась с проблемами, связанными с экономическим кризисом.

image001.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Каким образом компании намерены действовать в кризисных условиях, чтобы адаптироваться к экономической ситуации?

91,7% организаций продолжают сокращать расходы – доля этого варианта выросла за месяц на 7,3%. Более половины всех компаний-участниц опроса планируют реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий (-5,1 по сравнению с октябрьским значением). Четверть респондентов собирается прибегнуть к интенсификации, то есть они будут увеличивать выпуск продукции без расширения производства. Доля этого ответа в октябре была ниже на 3,8%.

Такую же долю – 23,3% – набрали ещё два варианта: «компания намерена перейти на требования авансирования со стороны покупателей» и «компания будет повышать цены». Первый ответ потерял за месяц 9,2%, второй – 5,1%.

18,3% организаций готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции (в октябре доля составила 15,6%).

Сократить объёмы инвестиционных программ намерены 16,7% компаниям (+6,3% к значению прошлого месяца). В сложной экономической ситуации 13,3% организаций надеются сохранить существующие объёмы инвестиционных программ или даже увеличить их, в октябре этот ответ набрал 11,7%.

Продать непрофильные активы готовы 13,3% компаний, а профильные активы – только 1,7%.

Значительно – на 7,4% – выросла доля ответа «компания планирует во время кризиса сократить производство / оказание услуг»: в ноябре она составляет 10%, в октябре – 2,6%.

Снизить цены в текущих условиях намерены 8,3% компаний, доля прибавила 3,1%.

Оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объёма деятельности) и без сокращения объёмов затрат планируют только 3,3% компаний, доля упала с октября на 10%.

image002.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

В первую очередь компании хотят сократить расходы на потребляемые услуги – две трети респондентов, указавших, что они готовы снизить расходы компаний в кризис, выбрали именно этот вариант. Перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие, чтобы сэкономить средства, планируют 55,6% организаций. 46,3% компаний сократят свои расходы на персонал, а 32,5% организаций – расходы на благотворительные социальные программы в регионе присутствия.

image003.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Мы задали вопрос компаниям, собирающимся снизить расходы на персонал, каким образом они будут вести секвестирование бюджета?

62,5% компаний планируют сократить наём новых сотрудников, доля снизилась на 16,1%. Уволить часть работников намереваются 41,7% организаций (+13,1% к значению в октябре). Треть компаний собирается перевести сотрудников на неполный рабочий день и тем самым сократить расходную часть бюджета, доля по сравнению с прошлым месяцем почти не изменилась. 29,2% организаций указали, что снижение расходов на персонал произойдёт за счёт сокращения сотрудников, работающих неполный рабочий день, и тех, кто находится в отпусках без сохранения зарплаты. Доля этого варианта выросла на 4,2%. У тех же 29,2% компаний в планах стоит сокращение заработной платы, в октябре доля была 21,4%.

16,7% респондентов отметили вариант «в компании запланировано снижение «размера» социального пакета», доля ниже октябрьского значения на 4,7%.

image004.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%