Результаты анкетирования «Антикризисный мониторинг - май 2016 года»
Описание
(

Как и в апреле, главным последствием кризиса для компаний стал недостаток оборотных средств, этот вариант набрал долю 46,4%. На втором месте ответ «неплатежи со стороны контрагентов» с долей 41,1, он прибавил за месяц 3,9%. Валютная нестабильность / снижение курса рубля оказали негативное влияние на 39,3% компаний. По сравнению с апрелем, ситуация изменилась незначительно – доля варианта выросла лишь на 3,4%.

19,8% респондентов заявили о снижении спроса на продукцию, и это, по их мнению, связано с кризисом. В апреле доля была выше на 11,2%. Также пятая часть компаний назвала в качестве главного последствия кризиса недоступность заёмных финансовых ресурсов (+4,5% к апрельскому значению). 14,3% участников опроса столкнулись в мае с невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг.

Главным последствием кризиса стало сокращение инвестиционных программ в компании или перенос на более поздний срок, согласно ответам 14,3% респондентов. Доля потеряла за месяц 8,8%. Вариант «ухудшение условий поставки сырья и комплектующих» также набрал в мае 14,3% (-4,9% по сравнению с прошлым месяцем). 10,7% компаний сократили в мае объёмы производства, именно это стало для них главным последствием кризиса. По сравнению с апрелем, доля не изменилась.

В апреле мы добавили в анкету два возможных варианта «главное последствие кризиса – рост фискальной нагрузки: налоговых и неналоговых платежей» и «рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей». Первый вариант отметила в мае десятая часть респондентов. Рост административной нагрузки ощутила на себе только одна компания.

Так же, как и в апреле, три респондента ответили, что их компании не сталкивались с проблемами, связанными с экономическим кризисом в России.

image001.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Что будут предпринимать компании в текущих кризисных условиях? По-прежнему, самым популярным ответом стал – «сокращать расходы». Его указали в мае 85,5% организаций.

45,5% компаний планируют реализовывать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Доля этого варианта снизилась на 7,7% по сравнению с апрелем. Почти треть респондентов – 32,7% – ответили, что они собираются прибегнуть к интенсификации (увеличению выпуска продукции без расширения производства). В апреле этот вариант выбрали 29,9% участников опроса. Начать требовать аванс со стороны покупателей хотят 29,1% компаний (их стало меньше на 7,2%), а отказаться от авансирования поставщиков намерены 21,8% организаций (+4,9 к апрельскому значению).

Повысить цены на продукцию или услуги компании планируют 23,6% организаций. Доля сократилась на 6,3%. Вариант «собираемся снизить цены» набрал 9,1%, в апреле его доля была 6,5%. Почти четверть всех компаний намерены сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ, по сравнению с апрельскими данными доля прибавила 8%. Вариант «будем сокращать объёмы инвестиционных программ» набрал 12,7%. Продать непрофильные активы готовы 12,7% компаний (-2,9% от значения в марте). Переориентировать предприятия на выпуск иной продукции намерены столько же компаний, сколько было в апреле, – 12,7% компаний. Сократить производство или оказание услуг планируют 9,1, доля выросла на 1,3%.

7,3% респондентов указали вариант «в кризис компания будет оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) и сокращения расходов», в апреле их доля была примерно на том же уровне.

image002.png

 *Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

В первую очередь, сокращение расходов будет происходить за счёт снижения бюджета на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.) – две трети компаний ответили именно так. В 44,9% организаций, собирающихся секвестировать расходы, запланировано сокращение расходов на персонал. 40,8% компаний намерены перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие. Доля организаций, планирующих сократить расходы на благотворительные социальные программы, составила 28,6%.

image003.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Почти три четверти компаний (73,9%), собирающихся снизить расходы на персонал, откажутся от найма новых работников. 39,1% организаций планируют перевести сотрудников на работу на условиях неполного рабочего времени или отправить работников  в отпуска без сохранения заработной платы. Сократить заработную плату работников в планах у 34,8% компаний. Доли этих вариантов не изменились.

30,4% организаций хотят снизить «размер» социального пакета (-3,9% по сравнению с апрелем). 21,7% компаний собираются уволить часть сотрудников. В апреле доля была выше почти в два раза.

image004.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

В феврале мы добавили в анкету вопрос: участвуют ли компании в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда региона. В мае 30,6% участников опроса отметили вариант «стажировка сотрудников», доля выросла на 10,1%. Пятая часть респондентов (19,6%) указали, что в их компаниях ведётся опережающее обучение сотрудников, в прошлом месяце их доля была примерно такой же. Временную занятость организуют 10,7%, доля за месяц упала почти на 5%.

55,3% участников опроса пропустили данный вопрос.

Социальные программы в компаниях включают в себя в 80,6% случаев оплату путёвок (санаторно-курортное лечение, детский отдых). 61,1% организаций осуществляют дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством. Добровольное медицинское страхование действует в 41,7% компаний, а в 16,7% – дополнительное пенсионное страхование. 16,7% респондентов, указавших, что в их компаниях действуют социальные программы для работников, выбрали вариант «жилищные программы для работников (возможно  с использованием механизмов ипотечного кредитования).

image005.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

*Вариант был добавлен в анкету в апреле