Результаты анкетирования «Антикризисный мониторинг – август 2015 года»
Описание

Половина всех компаний, принявших участие в опросе, считает, что главным последствием кризиса в августе стало снижение курса рубля / валютная нестабильность. Доля этого варианта выросла почти на 20% по сравнению с июлем.

С неплатежами со стороны контрагентов столкнулись 42,2% компаний (+10,1% к данным прошлого месяца).

Недостаток оборотных средств, который в июле отметили в качестве основного последствия кризиса для компаний примерно две трети респондентов, мешал работе 39,8% компаний.

Снижение спроса ощутили на себе 28,9% компаний, в июле доля этого варианта была несколько ниже – 26,4%.

Об ухудшении условий поставки сырья и комплектующих заявили 22,9% участников опроса, доля по сравнению с прошлым месяцем выросла на 2%.

Для пятой части участников опроса заёмные средства оказались недоступны, этот вариант потерял свою популярность по сравнению с июлем – его доля снизилась на 11,6%.

Сократить инвестиционные программы из-за кризиса пришлось 14,5% компаний, а объёмы производства – 13,3% компаний. Невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг мешала деятельности 10,8% компаний. Результаты, полученные в августе, близки к распределению данных в июле.

Только два респондента ответили, что их компании не сталкивались с проблемами, связанными с экономическим кризисом.

image001.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Компании рассматривают различные способы и меры по преодолению кризиса, по адаптации к сложным экономическим условиям.

В первую очередь, организации готовы сокращать расходы. Этот вариант выбрали 84,6% компаний (в июле доля была чуть выше 86,8%). Более половины компаний (55,4%) намерены в условиях кризиса реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Этот вариант на протяжении всего цикла мониторинга остаётся на втором месте.

Начать требовать аванс со стороны покупателей планируют 27,7% компаний, по сравнению с июлем доля выросла на 5%. В то же время 24,1% компаний собираются отказаться от авансирования поставщиков (+7,1% к июльскому значению).

Четверть организаций собирается увеличить выпуск продукции без расширения производства – прибегнуть к интенсификации. Данные по двум месяцам близки.

Повысить цены собираются 21,7% компаний. Этот вариант выбрало большее число участников опроса, чем в прошлом месяце, – доля прибавила 6,6%. Вариант «в кризисных условиях компания будет снижать цены» отметили 5% организаций.

Продажа непрофильных активов стоит в планах 16,9% опрошенных компаний. Динамика отсутствует: и в июне, и в июле доля компаний, планирующих избавиться от непрофильных активов, остаётся на одном уровне.

Возможным решением вопроса о действиях в кризис для 15,7% компаний станет оптимизация затрат предприятия без снижения выпуска продукции (объёма деятельности) и без сокращения объёмов затрат. В июле их доля составляла 22,6%.

Сократить объёмы инвестиционных программ намерены 15,7% компаний (+4,3% по сравнению с июлем).

Десятая часть респондентов указала, что возможной мерой по адаптации к кризисным условиям станет переориентация предприятия на выпуск иной продукции. Такую же долю набрал вариант «компания планирует сохранить или увеличить долю инвестиционных программ».

К сокращению объёмов производства готовы 9,6% компаний. Доля выбравших этот вариант за месяц не изменилась.

image002.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

По каким направлениям компании намерены сократить бюджетные расходы? Почти 70% респондентов, отметивших ранее, что они собираются сократить расходы в кризис, в первую очередь планируют уменьшить расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д). Экономия на сырье и комплектующих стоит в планах двух третей участников опроса. Доля этих вариантов выросла на 13,2% и на 8%, соответственно.

В июле о сокращении расходов на персонал заявили 39,1% организаций, за месяц доля увеличилась на 16,2%: уже более половины всех компаний считают необходимым в условиях кризиса сократить расходы на работников.

38,2% респондентов будут снижать расходы компаний на благотворительные социальные программы, реализуемые на территории присутствия.

image003.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

В ходе опроса компании, планирующие сократить расходы на персонал, могли оценить, что именно из этих расходов будет секвестировано.

70,7% организаций рассчитывают сократить наём новых сотрудников, в июле доля выбравших этот вариант была ниже на 13,5%. К увольнению сотрудников собираются прибегнуть 41,5% компаний (+10,1% к июльскому значению). Перевести сотрудников на неполный рабочий день и тем самым сэкономить расходную часть бюджета планируют 39% организаций.

Четверть респондентов указали, что сокращение расходов на персонал будет происходить путём снижения «размера» социального пакета, в июле его отметили только 10,5% участников опроса.

Если в прошлом месяце 31,6% компаний собирались уменьшить заработную плату сотрудников, то в августе их доля упала почти в два раза – до 17,1%.

Сокращение числа работников, работающих неполный день, возможно, произойдёт в 14,6% компаниях, планирующих сокращение расходов на персонал.

image004.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%