Передача администрирования социальных взносов

В настоящее время на уровне Правительства РФ происходит обсуждение целесообразности передачи функции администрирования социальных взносов от внебюджетных фондов Федеральной службе налогов, при этом проект предполагает сохранение во внебюджетных фондах ведение персонифицированного учёта.

Мы провели экспертный опрос более сотни членов Российского союза промышленников и предпринимателей, целью которого стало определение отношения бизнес-сообщества к возможности передачи администрирования социальных взносов ФНС, а также оценка возможных рисков, сопряжённых с реализацией данной идеи.

Согласно результатам идею передачи администрирования социальных взносов от внебюджетных фондов (ФСС, ФОМС, ПФ РФ) ФНС не готово поддержать большинство компаний, принявших участие в экспертном опросе: две трети респондентов (66,1%) выбрали ответ «не поддерживаю в любом случае».

Оставшиеся голоса разделились: 13,8% респондентов готовы поддержать данную идею, но с переносом персонифицированного учёта в ФНС России, и 20,2% согласились с тем, чтобы администрирование социальных взносов осуществлялось силами ФНС, а персонифицированный учёт оставался бы в ведении внебюджетных фондов.

В ходе опроса эксперты могли оценить качество и эффективность администрирования сборов и платежей Федеральной налоговой службой и внебюджетных фондов по отдельности. Распределение оценок показывает, что компании, исходя из своей практики работы с ФНС и с внебюджетными фондами, признают качество работы организаций по сборам платежей примерно одинаковым – средние оценки равны 4,72 и 4,65 по 7-балльной шкале, соответственно.

Доля негативных оценок качества администрирования ФНС несколько выше, чем в случае с внебюджетными фондами. Одновременно респонденты дали сравнительно больше положительных оценок деятельности ФНС, а в части качества работы внебюджетных фондов преобладали именно «средние» оценки участников опроса.

Результаты прямого сравнение качества администрирования сборов и платежей Федеральной службы налогов и внебюджетными фондами подтверждают вывод о том, по мнению бизнес-сообщества, качество работы всех организаций скорее одинаковое – доля ответивших так достигла 56%.

Реализация идеи передачи администрирования социальных взносов от внебюджетных фондов в ФНС может сопровождаться множеством различных последствий, негативных как для бизнеса, так и для всей системы сборов и платежей, действующей на территории РФ.

Компаниям-участникам опроса была предоставлена возможность оценить возможные риски с точки зрения ущерба от их реализации и с точки зрения вероятности их осуществления в ходе изменения существующей системы сборов социальных взносов.

Эксперты выражают обеспокоенность, в первую очередь, по поводу возможной реализации следующих рисков:

- длительный переходный период, включающий необходимость сопровождаемый сверки отчётности за прошлые периоды и риск появления связанных с ней ошибок;

- увеличение всей фискальной нагрузки в рамках проведения реформы по передаче функций администрирования социальных взносов в ФНС России, например, в части увеличения пороговых значений годовой оплаты труда, в отношении которой тариф составляет 30 % (по аналогии с ситуацией с отменой ЕСН, когда одновременно были повышены тарифы);

- возможная потеря данных при передаче сведений от внебюджетных фондов ФНС России.

Согласно результатам, риск несвоевременной передачи информации о платежах за застрахованных лиц из ФНС России внебюджетным фондам при его осуществлении и дополнительные расходы на создание и внедрение новых форм отчётности в системы электронного документооборота также могут принести довольно высокий ущерб деятельности компаний.

Здесь наблюдаются самые высокие оценки опасности осуществления данных рисков – порядка 70-76 баллов по 100-балльной шкале и самая высокая вероятность наступления данных рисков – 0,73-0,78 в интервале от 0 до 1.


*Интегральный уровень рисков рассчитан как произведение оценки опасности риска (100-балльная шкала) на вероятность его осуществления.

Эксперты оценили как менее значимые, но всё же значимые для деятельности компаний следующие потенциальные риски:

- Объём требуемой отчётности увеличится по сравнению с существующей из-за необходимости отчитываться в рамках обеспечения персонифицированного учета в два адреса (ФНС России и внебюджетные фонды) (оценка опасности риска 68,98 баллов, вероятность осуществления 0,74 пунктов).

- Объём требуемой отчётности не уменьшится (оценка опасности риска 63,92 баллов, вероятность осуществления 0,76 пунктов).

- Сложность реализации зачётного принципа в части отдельных видов социального страхования в условиях передачи администрирования в ФНС России (оценка опасности риска 66,38 баллов, вероятность осуществления 0,72 пунктов).

- Отсутствие «выгоды» при смене ответственного госоргана за администрирование социальных взносов: объём сборов не вырастет, а объём расходов на персонал при передаче соответствующей функции ФНС России возрастет из-за более высокого среднего денежного содержания сотрудников органов власти по сравнению с внебюджетными фондами (оценка опасности риска 59,79 баллов, вероятность осуществления 0,67 пунктов).

- Фактический отказ от страховых принципов функционирования внебюджетных фондов и возврат к полноценной солидарной системе социального страхования фондами (оценка опасности риска 57,05 баллов, вероятность осуществления 0,61 пунктов).

В анкетах прослеживается настороженное отношение к возможным последствиям идеи передачи администрирования социальных взносов от внебюджетных фондов ФНС России, в частности, в одной анкете было отмечено, что «электронная отчетность и ее администрирование плохо работает даже в Москве, а в других городах России СОВСЕМ ПЛОХО. Для предприятий с филиалами НИКОГДА не получить справку об отсутствии задолженности: задолженность постоянно возникает то в одном филиале, то в другом, то один инспектор не туда занес, то другой свою функцию не до конца исполнил. А теперь еще туда в 39 форму добавить внебюджетные фонды и всё… и никто не за что не отвечает, а предприятие всегда будет иметь какую да нибудь задолженность».

*Интегральный уровень рисков рассчитан как произведение оценки опасности риска (100-балльная шкала) на вероятность его осуществления.

Относительно существующих альтернативных путей решения проблемы избыточной нагрузки на бизнес с точки зрения соотношения выгод-рисков компании не проявили оптимизма: в рамках опроса каждый вариант мог быть оценён по 7-балльной шкале эффективности, и только один из них смог получить среднюю оценку.

Лучше других компании оценили эффективность такого варианта, как «возврат от квартальной к годовой отчётности»: он набрал 4,34 баллов, пусть и с достаточно широким разбросом оценок от «крайне не эффективный» до «крайне эффективный». 14,9% всех респондентов отметили, что «возврат к годовой отчётности является крайне эффективным путём решения проблемы избыточной нагрузки на бизнес».

Идея передачи функций по администрированию всех обязательных социальных страховых платежей одному из внебюджетных фондов тоже нашла своих сторонников – здесь более двух третей респондентов оценили её положительно. Но в то же время средняя оценка – 3,87 баллов - ниже по той причине, что негативных оценок больше, а среди положительных оценок преобладают ответы  «данный способ скорее эффективный».

Объединение баз данных ФНС России и внебюджетных фондов кажется эффективной мерой уже меньшему числу компаний-участников опроса – их доля 26,2%, при этом здесь относительно высока доля крайне негативных оценок – 16,2%.

Идея передачи функций по администрированию всех обязательных социальных страховых платежей ФНС России при сохранении расходных полномочий за внебюджетными фондами (а, значит, и предоставления им отчетности компаний) была расценена компаниями отрицательно: доля негативных оценок достигла здесь уже 73,5%.

Компании также не готовы к такому решению, как отказ от страхового принципа функционирования системы социального страхования и возврат к ЕСН и солидарным принципам: более трёх четвертей всех участников опроса оценили отрицательно этот вариант. К тому же 26,3% респондентов считает, что данная идея «крайне не эффективна» - максимальная доля крайне негативных оценок, если сравнивать все представленные на рассмотрение альтернативы.