Итоги экспресс-анкетирования по практике применения права налогоплательщика на включение в состав прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации расходов на НИОКР
Описание
(

Российский союз промышленников и предпринимателей совместно с Минэкономразвития России провел 2-3 апреля 2012 г. экспресс-анкетирование по практике применения права налогоплательщика на включение в состав прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации расходов на НИОКР, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 года № 96, с применением с коэффициента 1,5.

В анкетировании приняли участие более 30 компаний – членов РСПП, представляющих такие сектора, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь и ряд других секторов. В основном это крупные компании, чуть меньше 20 % приходится на малый и средний бизнес.

Опрос показал, что данная льгота не входит в число наиболее востребованных компаниями. Лишь 3 компании из числа опрошенных заявили, что используют данную льготу, еще три отметили, что «планируется применять, работы, указанные в перечне, еще не закончены» либо анализируется такая возможность. Данные близки к результатам опроса, проведенного РСПП в прошлом году, когда эта льгота также не вошла в число наиболее востребованных бизнесом.

Основные причины, по которым компании не используют льготу - они осуществляют НИОКР по направлениям, не указанным в перечне, либо сталкиваются со сложностями администрирования (примерно по 25% опрошенных). Примерно по 10 % опрошенных заявили, что не пользуются льготой, так как ее эффективность невелика из-за небольшой доли расходов на исследования в общих расходах компании, компания не финансирует расходы на НИОКР в России или вообще не финансирует НИОКР.

Остальные варианты ответа (эффективность использования налоговой льготы невелика из-за небольшого объёма исследования, при использовании льготы образовался бы убыточный финансовый результат) выбирались ограниченным числом компаний.

При этом компании, использующие льготу (планирующие ее использовать либо использовавшие раньше), подтверждают возможность экономить средства, тогда как такие эффекты, как увеличение объемов расходов на НИОКР и рост числа соответствующих контрактов, оценивается сдержанно.

Вне зависимости от факта использования льготы, мы попросили компании оценить изменения порядка налогового учета расходов на НИОКР, внесенные Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Единодушно был поддержан отказ от необходимости восстанавливать и включать в первоначальную стоимость НМА расходы на НИОКР, учтенные ранее при исчислении налога на прибыль.

Такие изменения, как конкретизация расходов на НИОКР посредством введения перечня расходов, относимых к расходам на НИОКР; отмена условия об использовании результатов НИОКР в производстве или реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг); предоставление права создавать резервы предстоящих расходов на НИОКР (по каждому отдельному исследованию) на срок до двух лет получили в целом положительные оценки, хотя 1-2 компаний говорили о негативном влиянии данных изменений.

В то же время введение обязанности предоставлять в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР, учитываемых с коэффициентом 1,5 практически всеми компаниями оценивается отрицательно.

В целом необходимо отметить, что, несмотря на серьезный прогресс в повышении качества администрирования данной налоговой льготой и упрощения ее применения, даже крупные компании сдержанно оценивают возможности использовать ее в полном объеме из-за сохраняющихся барьеров.